Содержание:
Маслосъемный колпачок — это упругий уплотнитель, задача которого предотвратить проникновения масла в цилиндр через стержень клапана. Более точное название этой детали — сальник клапана, так как на самом деле это не колпачок, а резиновая манжета с металлической пружиной по краю, похожая по конструкции на кольцевые сальники.
Хотя термин «колпачок» не совсем точен, прилагательное «маслосъемный» как раз точно отражает его функцию. Манжета плотно прилегает к стержню клапана и снимает с него масляную пленку, когда тот движется вниз. Это удерживает масло в пространстве под клапанной крышкой и предотвращает его попадание в цилиндр.
Основным материалом маслоотражательных колпачков является каучук, благодаря его устойчивости к агрессивным химическим воздействиям и высоким температурам. Стремясь обеспечить долговечность уплотнителей, производители выбирают этот материал, несмотря на его высокую стоимость. Комбинация качественного сырья и сложной технологии производства делает колпачки надежными, но повышает их цену, что порой вызывает недовольство у автовладельцев. Тем не менее высокая стоимость оправдана длительным сроком службы и эффективной работой этих уплотнителей.
Маслоотражательные колпачки устанавливаются на верхней части направляющих клапанов, по одной на каждый клапан. Располагаются они в головке блока цилиндров, под клапанной крышкой.
Клапан за минуту совершает более 1000 тактов, а колпачки работают в условиях высокой температуры, воздействия горячего масла и агрессивных газов. Надёжные колпачки способны прослужить от 80 до 120 тысяч километров. Однако этот срок может значительно варьироваться в зависимости от условий эксплуатации и качества используемого масла. В некоторых случаях, при агрессивной эксплуатации или использовании некачественного масла, замена может потребоваться уже через 50–80 тысяч километров.
Стоит также отметить, что длительный простой автомобиля (более года) также снижает их остаточный ресурс: каучук теряет целостность, а пружина ослабляется, что ухудшает прижим и снижает эффективность уплотнения.
При проведении работ в головке блока цилиндров (ГБЦ) маслосъёмные колпачки часто меняют, даже если их ресурс ещё не исчерпан, чтобы избежать повторного вмешательства в эту часть двигателя в будущем.
Симптом | Причины появления | Последствия | Способы диагностики |
---|---|---|---|
Сизый дым из выхлопной трубы | Масло, стекающее из ГБЦ в камеру сгорания по стержням клапанов, сгорает вместе с бензином и продукты его горения окрашивают выхлоп в сизый цвет. | Продукты горения масла образуют нагар, что может привести к «залеганию» колец, неплотному прилеганию клапанов и их прогару. Если уровень масла опустится ниже допустимого минимума, двигатель внутреннего сгорания может выйти из строя из-за масляного голодания. | Запустите двигатель после простоя в течение 2-3 часов либо резко нажмите педаль газа на 2-3 секунды на холостом ходу при прогретом моторе. Обратите внимание на наличие и цвет дыма. |
Нагар на свечах зажигания и замасленная резьба | Излишки масла из камеры сгорания могут просачиваться через резьбу свечей, однако уплотнительное кольцо предотвращает его выход наружу. | Ухудшение образования искры приводит к плохому сгоранию топливовоздушной смеси и нестабильной работе двигателя. В инжекторных двигателях ЭБУ фиксирует пропуски зажигания и пытается их компенсировать, изменяя объем впрыскиваемого топлива и момент зажигания. В результате увеличивается расход топлива, и теряется тяга. | Выкрутите свечи и осмотрите электроды и резьбу на предмет наличия масла и нагара. |
Повышенный расход масла | Через поврежденные маслосъёмные колпачки масло проникает в камеру сгорания и сгорает вместе с топливом. | Ухудшение работы двигателя, образование нагара в цилиндрах, а критическое снижение уровня масла может стать фатальным для двигателя. | Проверяйте уровень масла регулярно, особенно по достижении определенного пробега. При износе клапанных сальников расход масла может достигать 1 литра на 1000 км и даже больше. |
Затруднительный запуск холодного двигателя | Масло, стекающее из головки блока цилиндров, накапливается на клапанах и поршнях, «закидывая» свечи. Поскольку температура его воспламенения значительно выше, чем у топлива, а промасленная свеча хуже образует искру, запуск обогащенной маслом смеси становится затруднительным. | Увеличивается нагрузка на аккумулятор, что сокращает его срок службы. Свечи, покрытые маслом, также работают хуже, быстро покрываясь нагаром. Несгоревшие остатки масла загрязняют катализатор и лямбда-зонды, снижая их ресурс. | При холодном запуске возрастает количество оборотов стартера до момента запуска двигателя. |
Сизый дым из маслозаливной горловины | При открытии клапана выхлопные газы проникают через изношенный маслосъемный колпачок в головку блока цилиндров и выходят через маслозаливную горловину. | Масло насыщается продуктами горения, из-за чего быстро меняет свой цвет и теряет изначальные смазывающе-защитные свойства. | Для проверки откройте пробку маслозаливной горловины на работающем двигателе. |
Стоит отметить, что сине-серый или черный дым при активной работе газом может также свидетельствовать о проблемах с поршневой группой, например, связанных с залеганием колец.
Идеальный подход к замене маслосъемных колпачков предполагает одновременную ревизию камеры сгорания, клапанов и других компонентов. Для этого требуется снять головку блока цилиндров (ГБЦ), но такая процедура довольно сложна и трудозатратна. Поэтому чаще всего замену маслосъемных колпачков проводят без снятия ГБЦ. Основные этапы этой процедуры выглядят следующим образом:
Рассухаривание — это процесс демонтажа “сухарей” клапана, удерживающих пружину на штоке клапана в двигателе внутреннего сгорания. “Сухари” представляют собой небольшие конические элементы, которые фиксируют тарелку пружины и обеспечивают надежное крепление клапана в собранном состоянии. При замене маслосъёмных колпачков рассухаривание необходимо для того, чтобы снять пружину клапана и получить доступ к колпачкам.
Очень часто поиск деталей является еще той задачей. Мы рекомендуем подбирать запчасти следующими способами:
Все эти способы позволят точно подобрать необходимые масляные колпачки. Стоит также отметить, что все вышеперечисленные способы поиска доступны у нас на сайте Exist.ua. В каталоге магазины вы найдете как оригинальные маслосъёмные колпачки, так и заменители.
На первый взгляд маслосъемные колпачки представляют собой простую конструкцию, что может создать впечатление об их одинаковом качестве. Однако реальный срок службы этих компонентов значительно зависит от производителя и используемых материалов. Замена сальников клапанов — трудоемкая процедура, поэтому целесообразно выбирать оригинальные запчасти или аналоги от проверенных производителей, предоставляющих сертификаты качества.
При выборе маслоотражательных колпачков обратите внимание на следующие бренды:
Компании, указанные выше, поставляют свою продукцию не только на вторичный рынок, но и для конвейеров автопроизводителей, что подтверждает их надежность и высокое качество.
Маслосъёмные колпачки играют важную роль в работе двигателя внутреннего сгорания. Игнорирование их износа может привести сначала к повышенному расходу масла и нестабильной работе двигателя, а затем вызвать серьёзные неисправности, требующие дорогостоящего ремонта. Своевременная замена колпачков обходится значительно дешевле, чем восстановление двигателя. Мы не рекомендуем выполнять замену самостоятельно, так как для этого нужны специальные навыки и инструменты. Лучше доверить эту задачу опытным специалистам, чтобы избежать ошибок и обеспечить правильную установку.