Содержание:
Забитый катализатор может сначала практически не проявлять себя. Однако со временем это приводит к нарушению работы выхлопной системы и серьёзным поломкам автомобиля. Игнорировать признаки неисправности — опасно. Если вы подозреваете, что катализатор частично забит, лучше как можно скорее обратиться в сервис.
Характер езды при засоре катализатора зависит от степени его загрязнения. Но в любом случае это влияет на мощность и динамику. Постепенно ухудшая характеристики машины, неисправный катализатор в конечном итоге может полностью вывести двигатель из строя.
Чтобы понять, чем опасен засор катализатора, стоит разобраться, как работает выхлоп. Важнейшая его часть — выпускной коллектор. Он собирает газы из цилиндров двигателя и направляет их дальше. Здесь же размещён лямбда-зонд, отвечающий за анализ состава выхлопных газов.
Вся система завершается глушителем, который снижает шум. А между коллектором и глушителем находится катализатор — внешне это небольшая «банка» с сотами внутри. Несмотря на скромные размеры, он играет важную роль.
Секрет его эффективности — в структуре и составе. Соты покрыты благородными металлами, вступающими в реакцию с вредными веществами в выхлопе и нейтрализующими их. Но при засоре этот процесс нарушается.
Подробнее, что такое каталитический нейтрализатор, как он устроен и как работает, вы можете узнать в другой нашей статье.
Возникает логичный вопрос: как определить, что катализатор забит? Какие симптомы встречаются у бензиновых двигателей, а какие — у дизельных?
Большинство признаков универсальны, но есть и такие, которые отличаются в зависимости от типа двигателя. Ниже приведены наиболее характерные симптомы для каждого типа.
Независимо от типа двигателя засор проявляется постепенно, но со временем становится всё более заметным. При засоренном катализаторе машина ведёт себя так, как будто всё время едет с включённым стояночным тормозом.
Что делать, если катализатор забит? Прежде всего — сохранять спокойствие. Изменения происходят не сразу, а постепенно, поэтому первые симптомы проблем с катализатором — это сигнал к посещению автосервиса.
На начальной стадии двигатель может запускаться с трудом, а езда становится менее комфортной. Со временем засор может полностью блокировать выхлоп и не дать машине завестись. Такие случаи редки и, как правило, являются результатом длительного игнорирования проблемы.
Важно помнить: катализатор — элемент с ограниченным сроком службы. Его засорение — это чаще всего естественный износ, а не поломка. Обычно катализатор подлежит замене после пробега 180–200 тыс. км.
Однако на срок службы могут повлиять и внешние факторы, ускоряющие его засорение.
Если водитель хорошо разбирается в устройстве автомобиля, он может попробовать самостоятельно оценить состояние катализатора. Однако при недостатке знаний и опыта лучше доверить диагностику специалисту — неправильные действия могут повредить элемент или усугубить проблему.
Катализатор обычно расположен под днищем автомобиля, ближе к двигателю, и без подъёмника или ямы доступ к нему затруднён. Тем не менее, даже в домашних условиях можно провести несколько простых проверок:
Эти способы позволяют получить общее представление о состоянии катализатора, но для точной оценки всё же потребуется профессиональная диагностика.
Можно ли ездить с засорённым катализатором? Теоретически — да, особенно на старых автомобилях. Но делать этого не стоит. Засоренный катализатор снижает мощность, ухудшает отклик на газ, может быть опасен при обгоне и нарушает работу системы контроля выхлопа.
На новых автомобилях ситуация ещё серьёзнее: бортовой компьютер будет постоянно сигнализировать об ошибке, а система не сможет точно отслеживать состав выхлопных газов.
Новый катализатор стоит дорого, особенно на иномарки, поэтому водители часто выбирают более доступный вариант — вырезать катализатор и установить вместо него пламегаситель (стронгер). Он устраняет шум, не даёт выхлопу «звенеть» и визуально напоминает катализатор. В Украине техосмотр не обязателен, поэтому экологические нормы не мешают такой переделке. После замены делают перепрошивку блока управления, чтобы отключить контроль за вырезанным катализатором. Это дешёвый и массово используемый способ ремонта.
В Украине нет жёсткого контроля за наличием катализатора. В отличие от стран ЕС, у нас:
Поэтому большинство автовладельцев не боятся вырезать катализатор, особенно если машина с пробегом и ремонт нецелесообразен.